В Тарту установили памятную доску на бывшем русском гарнизонном храме
Эстонские общественные активисты при поддержке российского благотворителя открыли памятную доску на тартуском здании бывшей церкви девяносто пятого Красноярского пехотного полка Русской императорской армии.
ТАЛЛИНН, 17 сен — Sputnik. Юлия Калинина. Восстановить историческую память в виде мемориальной доски о храме 95-го Красноярского пехотного полка удалось благодаря многим неравнодушным людям, в числе которых особую роль сыграл петербургский меценат Грачья Погосян.
Как рассказал глава объединения "Фронт-Лайн" Андрей Лазурин, двумя годами ранее, в 2016 году, в Тарту на кладбище Раади были освящены восстановленные могильные памятники двух сынов России — протоиерея Павла Цитовича, настоятеля церкви 95-го пехотного Красноярского полка, и лейтенанта Георгия Унтербергера, погибшего в 1915 году на минном заградителе "Енисей".
Кресты из чёрного гранита были выполнены петербургскими мастерами при финансовой поддержке благотворителя Грачьи Погосяна, который откликнулся на инициативу объединения "Фронт-Лайн" и Станислава Гробера.
По словам Станислава Гробера, идея установления памятного знака на историческом здании храма 95-го Красноярского пехотного полка появилась после восстановления памятника на могиле настоятеля церкви.
"Мы к этому храму подошли в 2008 году, когда наткнулись на могилу Павла Петровича Цитовича, стали интересоваться храмом. Несколько лет назад мы обратились к городским властям Тарту за разрешением на установку крестов на могилы Унтербергера и Цитовича. Тогда же мы начали вести разговор о храме и памятной доске на нём", — рассказал он.
Здание церкви сохранилось как хозпостройка
В советское время церковное здание было задействовано под хозяйственные нужды. Долгое время, пока там находились военные, территория была закрыта. По словам Лазурина, в 1990-х годах здание и территория оказались заброшенными. Недавно городские власти Тарту почистили здание храма от посторонних пристроек, поставили крышу и законсервировали здание.
Тогда, продолжил он, и родилась идея поставить там памятную плиту, чтобы жители и гости города знали, что это не просто здание, а здание храма, и история храма и Красноярского полка тесно связана с историей Тарту.
"Первый шаг — установление крыши, консервация здания. Второй шаг — открытие памятной доски",— рассказал Андрей Лазурин.
Лазурин пояснил, что на мемориальной доске, выполненной из серого итальянского мрамора, дана информация на эстонском и русских языках. "Мне кажется, что нам удалось найти верное решение, поместив в верхней части доски знак 95-го Красноярского полка. Мы сердечно благодарим Фонд Грачьи Мисаковича Погосяна за финансирование изготовления памятной доски", — сообщил он.
Памятная церемония прошла в трёх местах
Торжественная церемония открытия памятной доски началась с панихиды по воинам Красноярского полка, которая прошла в тартуском православном храме великомученика Георгия Победоносца. Панихиду отслужил настоятель храма протоиерей Александр Айм, которому в завершении службы советник-посланник российского посольства в Эстонии Станислав Макаренко преподнёс в дар книгу "Награды с ликами Святых".
Торжественная церемония открытия памятной доски началась с панихиды по воинам Красноярского полка, которая прошла в тартуском православном храме великомученика Георгия Победоносца. Панихиду отслужил настоятель храма протоиерей Александр Айм, которому в завершении службы советник-посланник российского посольства в Эстонии Станислав Макаренко преподнёс в дар книгу "Награды с ликами Святых".
На кладбище же Раади прошла лития у могилы Павла Петровича Цитовича — благочинного 24-й пехотной дивизии и настоятеля церкви 95-го пехотного Красноярского полка Русской императорской армии. Литию провёл Владыка Сергий, епископ Маардуский, викарий Таллиннской епархии Эстонской Православной Церкви. Рядом с могилой находится стела в виде Поклонного креста.
Под памятником захоронены 40 воинов 95-го Красноярского полка, погибших 1 мая 1897 года в железнодорожной катастрофе на Псково-Рижской железной дороге. Тогда потерпел крушение поезд, на котором два батальона солдат направлялись в Юрьев, где 26-го мая должны были праздновать столетний юбилей 95-го Красноярского полка.
Могила протоиерея Цитовича и захоронение погибших в катастрофе — это своего рода центр всего бывшего полкового кладбища 95-го Красноярского полка, квартировавшегося в Дерпте (Тарту — Ред.) на зимних квартирах в 1825-1833 годах и возвращённого снова на место дислокации после Ревеля обратно в Дерпт в 1896 году", — рассказал Лазурин.
Владыка Сергий, епископ Маардуский, окропил святой водой памятную доску. Он отметил, что она установлена по благословению митрополита Таллиннского и всея Эстонии Евгения.
Восстановление духовной связи поколений
По словам Станислава Макаренко, традиционно российские дипломаты уделяют особое внимание историческим датам и памяти о них. "Сегодня в Тарту произошло символическое восстановление духовной связи поколений. Люди приходят и уходят, а соединяет всех историческая память", — сказал он.
Только воспитанный на основе традиционных нравственных и духовных ценностей человек, по его словам, будет сохранять память о прошлых поколениях, о павших в войнах на полях сражений.
Корни формирования независимой Эстонии надо искать в 19 веке
Владыка Сергий, епископ Маардуский, викарий Таллиннской епархии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата отметил в интервью Sputnik Эстония, что о планах по восстановлению храма речь пока не идет.
"Храм нас интересует с исторической точки зрения, потому что период с середины девятнадцатого до середины двадцатого веков очень мало изучен", — сказал он. Сейчас теологический факультет Тартуского университета исследует этот период.
"И нас, Эстонскую Православную церковь, очень живо интересует этот период в плане влияния православной веры на местную жизнь. В частности, начало половины девятнадцатого века, когда совершался массовый переход коренного населения в православную веру. В этом году мы празднуем 100-летие Эстонской республики. Корни формирования Эстонской республики нужно искать там, в девятнадцатом веке. Потому что во второй половине девятнадцатого века широкие массы местного населения получили доступ к образованию, в том числе и высшему образованию. Именно эти люди составили основу, правление молодой Эстонской республики в 1920-х годах", — отметил он.
На вопрос, какова же дальнейшая судьба этого храма, епископ Маардуский Сергий ответил, что перспективы у него есть, поскольку в Тарту у Эстонской православной церкви действует только один храм, что для университетского города крайне недостаточно.
"Бог, как известно, любит Троицу. Будем надеяться, что и храм будут приводить в порядок", — высказал надежду Андрей Лазурин.